г. Санкт-Петербург     ул. Полтавская 5/29, оф. 312

м. Пл. Восстания: Звоните: 8 (812) 332-54-64 |
схема проезда
icq: 706817013
E-mail: book@tourism-expert.ru
О Стамбуле |Карты Стамбула |ФОТОГАЛЕРЕЯ |Статьи о Стамбуле |Новости |Контакты |

НОВОСТИ

11.10.2017

В Стамбуле пройдёт первый фестиваль пряной еды

13-15 октября в парке Кючюк Чифтлик (KüçükÇiftlik Park) состоится фестиваль пряной пищи «Chili & Chill»

читать далее

16.09.2017

Atlas Global открывает регулярные рейсы из Москвы в Стамбул

Авиакомпания с 25 сентября начнет осуществлять ежедневные полеты из Шереметьево в аэропорт Стамбула имени Ататюрка. Москва стала пятым российским городом, из которого Atlas Global поставил свои рейсы. Сейчас на официальном сайте авиакомпании можно найти билеты с вылетом из Москвы, Махачкалы, Нижнекамска, Краснодара и Самары.

читать далее

все новости

Всем нашим туристам в подарок путеводитель с картой Стамбула!

ОТЗЫВЫ

все отзывы

добавить отзыв

Подписка на рассылку



 

 

 

Турецкая лира/Рубль, курсы валют


Главная » Путеводитель по Стамбулу » Достопримечательности » Основные достопримечательности » Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

Смотреть на карте

Собор Святой Софии. (Haghia Sophia - Aya Sofia).

Собор св. Софии, посвященный божественной Мудрости, шедевр по грандиозности и пропорциям, обращенный по желанию мусульман на Восток и по желанию христиан на Запад - одно из самых выдающихся свидетельств человеческого творчества, единственный из всех, что служил в течение 1400 лет во славу Бога и Аллаха, одновременно, миру христианскому и миру ислама. Византийский историк Прокопий более 14 столетий назад писал о соборе: "Своей поразительной красотой он бросает вызов самому Небу". Известно, что на этом месте первая церковь была воздвигнута в IV веке при Константине II,  хотя есть предположение, что фундамент еще раньше заложил его отец.

Разрушенная пожаром 404 года, церковь была отреставрирована и освящена Феодосием II. Однако во время январского "Мятежа Победы" 532 года храм вновь был сожжен. Это произошло в первые годы правления императора Юстиниана, считавшего, что именно он избран Богом и назначен главой всего христианского мира на земле. Честолюбивый император хотел возвести самый грандиозный храм из всех, какие только знало христианство. Существует легенда, что форма храма приснилась Юстиниану. И для восстановительных работ, начавшихся уже через 32 дня после пожара, он собрал лучших специалистов всего мира. Юстиниан сам руководил строительством и проводил много времени на строительной площадке. Назначив 100 архитекторов бригадирами, ответственными за подчиненных им рабочих, он выбрал главным архитектором Анфимия из Тралл и его помощником Исидора из Милета (оба грека из Малой Азии). Наконец. 27 декабря 537 года сам император торжественно освятил храм. Рассказывают, что перед выходом из дворца он принес в жертву Богу тысячу быков, семьсот овец и шестьсот оленей. Не забыл император и о нуждающихся, распределив между ними тридцать тысяч стай (мера зерна) муки. Рассказывают также, что когда Юстиниан в парадном одеянии прибыл к церкви, он воздел руки к небу и воскликнул: "Слава Богу, удосужившему меня закончить это огромное произведение искусства. О, Соломон, я тебя победил!". И ведь на самом деле, собор св. Софии по размерам, красоте и богатству превзошел храм Соломона.

Из-за опасения пожаров на строительстве было запрещено использовать дерево. Материалы везли из разных стран: порфир из Фив, зеленый мрамор из Фессалии, колонны из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баалбеке. Грандиозный интерьер собора с центральным планом имеет общую площадь в 7570 кв. м.  По своим колоссальным размерам собор св. Софии стоит на четвертом месте в мире после собора св. Петра в Риме, Кафедрального собора в Севильи и Дуомо в Милане. Огромный купол диаметром более тридцати метров, поднятый над землей на высоту 55 м доминирует над интерьером. От центра купола начинается сорок поперечных нервюр, заканчивающихся у ряда из сорока окон в его основании. Тяжелый купол покоится на четырех главных столбах, которые своими сводами поддерживают четыре столба меньшего размера. Прокопий в описании собора отметил, что для скрепления известковых камней между собой использовали не известь, а расплавленный свинец, который, заполняя зазоры, затвердевал и закрывал стыки, (Собор св. Софии являет собой также празднество света, проникающего в интерьер через многочисленные окна и освещающего все пространство нефа, где верующие собираются для молитвы. И даже ночью. Тысячи лампад и канделябров. С большого купола свисают длинные цепи с большими металлическими кругами, на которых держатся серебряные тарелки с масляными светильниками. К увеличению освещения собора прибавляется блеск семнадцати тысяч квадратных метров позолоченной мозаики, плитки которой размещены повсеместно, а иногда вставлены в стеклянные кубы, интонированные еще во влажном виде; кубы облицованы золотым или серебряным листом и покрыты защитной краской. Купол тоже покрыт мозаикой из чистого золота с крестом посредине. Большая часть мозаичного украшения собора св. Софии, к сожалению, исчезла: сначала во времена иконоборчества, спасавшего только абстрактный декор, затем при захвате города турками-оттоманами и, соответственно, из-за запрета исламом репродуцировать человеческую фигуру.

Тяжелый урон архитектонике собора часто наносили естественные бедствия. Например, землетрясения 553 и 557 годов сильно ослабили структуру собора: восточная арка и часть купола рухнули, тем самым разрушив алтарь, киворий и амвон. Но после этого отреставрированный и вновь освещенный собор св. Софии должен был приготовиться к новым трагическим событиям. Константинополь после того как отбил, по меньшей мере, девятнадцать осад варваров и неверных, в начале XIII в. пал под яростью крестоносцев. В течение трех дней грабежа и разрушений собор св. Софии был полностью расхищен: драгоценные иконы были сняты, золотые и серебряные канделябры, кресты из драгоценных камней пошли на изготовление монет. В последующие столетия, когда город захватила Византийская империя, собор частично отреставрировали.

Затем, воспользовавшись общим упадком города, династии и всей империи,  который было не остановить,  турки-османы 29 мая 1453 года вошли в Константинополь. И уже вечером этого самого дня Мехмет II прибыл в собор св. Софии для молитвы, тогда впервые за девять столетий существования храма под его мощными куполами прозвучала слава Аллаху, единственному на земле Богу. Даже самые большие разрушения этого времени нельзя сравнить со злодейскими 250 лет назад. Превращение собора св.Софии в мечеть было проведено с достаточной осторожностью и уважением к большей части интерьера, хотя, само собой разумеется, оно понесло за собой массу изменений в его декоре. Металлический крест на куполе был заменен серпом луны, который столетием позднее был покрыт 50 ООО золотых монет; на место амвона была поставлена кафедра и михбар для молитвы, обращенный непосредственно в сторону Мекки. Был возведен первый полигональный минарет, к которому впоследствии прибавили остальные. Но иконы, иконостас и многочисленные христианские мозаики с изображением человеческой фигуры тронуты не были. Мало того, прекрасная архитектура грандиозного храма с мощным куполом стала прототипом многочисленных мечетей, которые новые завоеватели начали строить, конечно, не без участия гениального архитектора Синана. Изменения интерьера собора повлекло за собой и перемены в его внешнем виде: в начале XVII века бывший баптистерий был заменен на мавзолей ("тюрбэ") Мустафы I, где этот султан похоронен вместе с его племянником Ибрагимом. Рядом с этим мавзолеем находятся гробницы (восьми- и шестиугольной формы) трех других султанов: Мехмета III, Селима II и Мурата III, останки которых соседствует с останками супруги и родственников каждого. К сожалению, в середине XVIII века мозаичная облицовка была заштукатурена. И с точки зрения декоративной и структурной, к концу этого века собор св. Софии стал выглядеть заброшенным, не только по причинам естественных бедствий, но и из-за человеческой небрежности. Для реставрации всего комплекса храма султан Абдул Мечит I в 1846 году пригласил двух архитекторов из Швейцарии, братьев Джузеппе и Гаспара Фоссати. Чтобы вернуть соответствие между, храмом и его окружением, они должны были снести все здания, которые в течение столетий были возведены вокруг мечети. Что касается мозаик, то их открыли, описали, сделали эскизы и вновь закрыли.

Приход XX века был обозначен началом падения Османской империи и одновременным зарождением современной молодой Турецкой республики. Первый президент Республики Кемаль-паша, принявший имя Ататюрк ("Отец турок") решил превратить храм в византийско-оттоманский, музей и приказал в апреле 1932 года начать работы ПО повторному открытию мозаик. Несмотря на большие трудности по снятию штукатурки с мозаик, реставраторы под руководством Томаса Уиттмора (Американский Византийские институт) начали очистительные работы - и вновь на стенах храма заблестело золото мозаик, последнее свидетельство грандиозного прошлого собора св. Софии, а вместе с ним и самого города в целом.

 

Вы можете посетить Собор Святой Софии в ходе наших регулярных экскурсионных программ: Великолепный Век, Столица Великих Империй, Классика Стамбула, Стамбул На Семи Холмах, Изнанка Стамбула, Week End в Стамбуле, Мозаика Стамбула, Многоликий Город.

 


 
Наши проекты Круизы Туры на Ямайку Туры в Израиль Главный сайт