Храм Артемиды
B l863 году, сотрудник британского музея, прибыл в регион для начала работ, связанных с поиском одного из семи чудес света - Храма Артемиды. В процессе проведения первых работ, близко к по-верхности почвы были обнаружены руины портовой бани, которые сначала приняли за руины храма Артемиды. Однако, дальнейшие исследования показали что археологи ошиблись. В 1869 году, во время работ в большом театре была найдена надпись, гласившая, что все необходимое для осуществления религиозных обрядов в театре, должно браться в храме, и по священной дороге через Магнезианские ворота, заноситься в город и тем же путем, доставляться обратно. Исследователи, начали делать небольшие раскопки от Магнезианских ворот и продвигаясь по дороге, определили место храма. Однако раскопки храма так и не удалось завершить. В 1894 году, раскопки были продолжены Д.Г. Хогартом. Все, что было найдено в процессе раскопок (преподношения храму, архитектурные элементы), Вуд и Хогарт перевезли в Англию. Среди ценнейших находок была барельефная колонна с подписью царя Креза, преподношения из слоновой кости и золота, монеты электрон, считающийся первыми монетами в мире. С 1895 г. в Эфесе начала свою деятельность группа исследователей Австрийского археологического института. Доктор Антон Баммер, осуществляет рас¬копки в том же месте с 1965 года. В последнее время, были обнаружены детали храма, которые намного древнее архаического периода, когда как предполагалось, и был возведен этот храм.
Древний историк Старбон утверждает, что храм, считающийся одним из семи чудес света, разрушался и возводился заново семь раз. Если в античный период храм находился на берегу моря, то сейчас, из-за илистых отложений, скопившихся в дельте реки Малый Мендерес, он расположен в 5 км от берега. Самыми древними находками является посуда микейского периода, датируемая 14 веком до н.э. В этот период, на месте храма Артемиды, скорее всего, был другой храм Кибеле. Архаический храм был возведен в 7 веке. Так, была найдена жженая посуда с геометрическими фигурами, золотые украшения, изделия из слоновой кости и прочие предметы. Несколько ионических капителей колон этого храма, хранятся в Британском музее. Архаический храм по всей вероятности был разрушен киммерийцами. В 570 году до н.э., сразу после завершения храма Самос Геры, эфессцы решили восстановить храм. Восстановлением занимался архитектор Харсефрон. Для формирования фундамента участок болотистой земли был поднят на два метра по сравнению с предыдущим основанием, для того что бы избежать затопления. К слову, болотистая местность была выбрана не случайно. Харсефрон считал, что мягкая подушка водянистой почвы послужит хорошим амортизатором при землетрясении, которые были частым явлением в эфесской области. Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. После завершения строительства, возникло прекрасное здание храма, размерами 55,10x115,14 метров. Все было ясно, что архитекторы очень хорошо были осведомлены об архитектуре египтян, хеттов и ассирийцев. Это был самый большой мраморный храм на свете. Храм окружала двойная колоннада диаметром 1,21 м высотой 19 метров. Использование двойной колоннады придало сооружению глубокий вид и скрыло чрезмерно длинный размер. Античный писатель Плиниус упоминает о 127 колоннах. На протяжении многих лет велись споры о количестве колонн в первом и втором рядах. Плиниус пишет, что 36 передних колонн были рельефными. Тот храм, ко¬торый видел Плиниус, живший в 1 веке нашей эры, скорее всего является эллинским храмом. Однако если учесть, что этот храм был возведен на руинах предыдущего храма и принять во внимание то обстоятельство, что Плиниус говорит об этом опираясь на более старые источники, то его утверждения могут быть достоверными. 36 колонн в нижней своей части были украшены резными фигурами. Эти колонны были подарены Крезом. В настоящее время часть этих колони хранится в Британском музее. На одном из них написано «Подарок Креза». Геродот также подтверждает достоверность этой надписи. Вес блоков архитрава на колоннах составляет 24 тонн. Очень трудно поддается объяснению возможность поднятия блоков с таким весом на 2-метровую высоту. Алтарь перед храмом после нападения киммерийцев был возведен заново в форме лестницы. В процессе раскопок, вокруг алтаря было найдено огромное количество подношений.
История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории храма Артемиды и нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере, если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский. После пожара эфессцы решили возвести более величественный храм. Когда Александр Македонский прибыл в Эфес, строительные работы еще не были завершены. Эллинский храм был длиной 105 и шириной 55 метров. Высота колонн составляла 17,65 метров. Сохранив старый план и форму, колонны переднего ряда сделали рельефными, как и в архаическом храме. Плиниус и Витривиус утверждают, что одну из колонн сделал известный скульптор того времени Скопас. Предполагается, что алтарь был сделан скульптором Праксителем. На одной из колонн, хранящейся в Британском музее изображена сцена жертвоприношения Алкестеса, который согласился на этот шаг ради спасения жизни своей жены.