Дорога Куретов
Священная дорога, начинающаяся с Магнезианских ворот, огибает весь склон горы Панаир. Пройдя через центр города, дорога вновь выводит к
Магнезиианским воротам. Часть между площадью Домициана и библиотекой Цельсия, называется Дорогой Куретов. Раз в год куреты, выходили группой из притания, и торжественной пройдя эту дорогу, через склоны горы Бюльбюль, достигали местечка Авралья, что находится недалеко от Кушадасы, и в драматической форме отмечали здесь день рождения Артемиды. Когда Лето, рожала от Зевса двойняшек Артемида и Аполлона, был устроен большой шум, чтобы богиня Гера не услышала об этом событии и не проявила зависть. Таким образом отвлекли внимание Геры от этого события.
В период правления Лисимаха, Эфес был заново отстроен по гипадамической системе, которая предполагала деление частей города на определенные квадратные участки. В соответствии с этим планом, улицы и проспекты проходили перпендикулярно друг к другу. Однако священная дорога не соответствует этим правилам. В плане, эта дорога была сохранена в первоначальном виде. Дорога куретов, являющаяся частью этой дороги, с двух сторон обставлена колоннами с портиками. Портик, основание которого было покрыто мозаикой, а верх отделан деревом, был предназначен для пешеходов, а центр дороги был предназначен для проезда на лошадях и повозках. Двери магазинов, домов и прочих сооружений, расположенных но краям дороги, выходили непосредственно на портик. Имеются различные надписи на пьедесталах, расположенных между колоннами. На этих пьедесталах находились бюсты людей, которые внесли свой вклад в развитие города. Одним из таких памятников, является памятник лекарю Александру, который находится в начале улицы. Ровные линии, проделанные повозками в различных местах мраморной священной дороги, отсутствуют на улице куретов. Кроме того, колонны, расположенные здесь, отличаются как своим материалом, так и исполнением. Это положение противоречит однотипным архитектурным формам римского периода. Землетрясения, произошедшие в 355,358 и 368 годах, оказали сильное воздействие на Эфес. При каждом землетрясении, происходило разрушение колонн, расположенных по краям дороги. Падая, колонны также наносили вред мощеным дорогам, сделанным из больших мраморных блоков. Поэтому, после двух первых землетрясений, город тщательно восстанавливался заново и приобретал прежний упорядоченный вид. Однако, вначале 4 века, после заполнения порта, город стал терять прежнюю экономическую мощь. Поэтому, после землетрясения 368 года, было решено сэкономить на реставрационных и восстановительных работах. Так, здесь были во второй раз использованы колонны, которые находились в других частях города. Между тем, были обновленные мощеные дороги и поэтому на них отсутствуют следы колес повозок, которые образовывались в результате длительного истирания. Расстояние между колесами римских повозок составляло 110 см. Два ряда углублений на дорогах выполняли функцию, подобно нынешним железным дорогам. Таким образом, обеспечивалось удобное перемещение повозок. Священная дорога после театра не реставрировалась. Поэтому, эти следы сохранились в прежнем виде.